ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ
ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по математике профильного уровня
В структуре варианта профильного ЕГЭ по математике 2022 года произошли изменения.
Из состава экзамена исключены три задания с кратким ответом: № 1 (арифметическая текстовая задача), № 2 (чтение графика или диаграммы), № 3 (планиметрия). Добавлены два новых задания с кратким ответом: № 9 (задача на свойства квадратного трехчлена) и № 10 (теория вероятностей), не имеющие аналогов среди заданий прошлых лет. Состав заданий с развёрнутым ответом не изменился, но произошли некоторые изменения в их оценивании: максимальный балл за задачу № 13 (стереометрия) увеличился с 2 до 3 первичных баллов, а максимальный балл за задачу № 15 (текстовая задача экономического характера) уменьшился с 3 до 2 первичных баллов.
Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года
ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по обществознанию
В структуре варианта ЕГЭ по обществознанию 2022 года произошли изменения.
Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут, максимальный балл изменен с 64 до 57 баллов, пороговый балл увеличен с 42 до 45 баллов.
В первой части (16 заданий) представлены все традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: «Человек и общество», включая познание и духовную культуру (задания 2 – 4), «Экономика» (задания 5 – 7), «Социальные отношения» (задания 8, 9), «Политика» (задания 10, 11), «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» (задания 12 – 16). Из первой части КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 года (оставшиеся задания базового и повышенного уровня сложности включают задания на выбор нескольких правильных ответов и на сопоставление позиций по двум множествам).
В части 2 (9 заданий) устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 сохранены в составном задании к тексту). Максимальный балл за выполнение задания (задачи 22) увеличен с 3 до 4 баллов. В КИМ ЕГЭ 2022 года не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 года).
В целом значительно усилен тематический блок «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» – в первой части задания 12-16, а также новое задание с развёрнутым ответом в части 2 КИМ по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 года). Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 года) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 года).
Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.
ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по химии
При проведении ЕГЭ по химии используются стандартизированные контрольные измерительные материалы, проверяющие освоение образовательных программ по химии на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.
В экзаменационном варианте 2022 года общее число заданий уменьшилось с 35 до 34. Изменился формат представления некоторых заданий.
Так, условия задания 5, проверяющего умение классифицировать неорганические вещества, теперь будут представлены в виде таблицы.
Задания 13 и 14, проверяющие знания свойств и способов получения углеводородов и кислородсодержащих органических соединений, теперь объединены в задании 12. Кроме того, число вариантов правильных ответов в данном задании теперь будет неизвестно. Его решение предполагает внимательный анализ всего задания, решение методом исключения уже не поможет.
В работе 2022 года исключено задание 6 (по нумерации 2021 года), теперь умение характеризовать свойства простых веществ и оксидов будут проверяться в заданиях 7 и 8.
Изменилась модель задания 21 (в 2021 году задание 23), проверяющего умение определять среду водных растворов. В 2022 году требуется не только определить среду раствора, но и расставить вещества в порядке уменьшения или увеличения значения кислотности среды (рН). Чтобы успешно справиться с данным заданием, необходимо определить рН предложенных веществ и подписать их формулы под шкалой рН в задании, тогда его решение не составит труда. Количественных характеристик значений рН от выпускников не потребуется, а концентрация, приведенная в условии, свидетельствует об одинаковых условиях нахождения всех веществ.
В 2022 году появится новое задание под номером 23, проверяющее умение проводить расчеты на основе данных таблицы, отражающих изменение концентрации в равновесной системе. Для его успешного выполнения следует четко разграничить понятия «равновесная» и «исходная» концентрации, учесть мольные соотношения в равновесной системе и помнить, что концентрация продуктов изначально равнялась нулю.
В задании 28 изменен вид расчетов. Теперь там требуется определить значение «выхода продукта реакции» или «массовой доли примеси».
Максимальный балл за выполнение работы в 2022 году составит 56 баллов (против 58 в 2021 году).
При подготовке к ЕГЭ по химии следует внимательно работать с текстом условия задания, которое может быть представлено в различной форме – таблицы, схемы, графики; комбинировать аналитическую и расчетную деятельности; анализировать состав веществ и прогнозировать возможность протекания реакций между ними; знать признаки протекания реакций; необходимо хорошо владеть элементарными математическими операциями и уметь выполнять математические действия с введением переменных.
Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.
ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по физике
В 2022 году в КИМ ЕГЭ по физике произойдут изменения, обусловленные тем, что в 2022 году экзамен по физике будут сдавать выпускники, заканчивающие освоение основной образовательной программы среднего общего образования, соответствующей требованиям ФГОС СОО.
Структура варианта КИМ ЕГЭ по физике включает:
часть 1 (23 задания с кратким ответом в виде числа/чисел):
- задания 1, 2 — общие вопросы;
- задания 3-8 — Механика;
- задания 9-13 — Молекулярная физика и термодинамика;
- задания 14-19 — Электродинамика;
- задания 20-21 — Квантовая физика;
- задания 22-23 — Методология.
Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом:
- задание 24 — качественная задача (механика — квантовая физика);
- задание 25 — расчетная задача (механика);
- задание 26 — расчетная задача (квантовая физика);
- задание 27 — расчетная задача (молекулярная физика и термодинамика);
- задание 28 — расчетная задача (электродинамика);
- задание 29 — расчетная задача (оптика);
- задание 30 — расчетная задача с обоснованием решения (механика).
В части 1 работы введены две новые линии заданий базового уровня сложности, которые имеют интегрированный характер и включают в себя элементы содержания не менее чем из трёх разделов курса физики.
В задании 1 предлагается выбрать ВСЕ верные утверждения из пяти предложенных. Утверждения относятся ко всем пяти разделам физики. Есть утверждения, которые проверяют знание зависимости между физическими величинами (формулы из кодификатора), и задания, проверяющие знание основных физических законов и явлений. Сколько верных утверждений – заранее неизвестно. Их может быть и два, и три. Этот формат раньше встречался только в задании 24 по астрономии. Теперь он вводится во все задания, которые раньше имели формат «выбрать два из пяти».
В задании 2 проверяется умение использовать графическое представление информации. Предлагается установить соответствие между известными им зависимостями между физическими величинами и видами графиков. В этом задании используются только формулы из кодификатора КИМ ЕГЭ по физике.
Задания 3 — 21 последовательно, от темы к теме, проверяют знания по всем четырём основным разделам школьного курса физики.
Будут использованы задания прежних форматов:
- с ответом в виде числа;
- «увеличится, уменьшится, не изменится»;
- на соответствие «два объекта Û четыре ответа».
Кроме того, все задания формата «выбрать два из пяти» будут преобразованы в формат «выбрать ВСЕ ВЕРНЫЕ из пяти».
Не будет задания с ответом в виде слова (сейчас это задание 13).
Задания 22 и 23, проверяющие методологические умения, остались без изменений.
Задание по астрофизике исключено.
Таким образом, в первой части существенными изменениями можно считать введение двух новых заданий, которые потребуют более серьезной теоретической подготовки, и изменение формата заданий на множественный выбор.
Более существенные изменения произошли во второй части:
не будет задач с кратким ответом;
включено семь задач с развёрнутым решением: одна качественная, две простых расчётных и четыре сложных расчётных.
Задание 24 — качественная задача. Изменений нет.
Задание 25 — расчетная задача (механика). Предполагается развернутое решение, соответствующее требованиям к расчетным задачам.
Задание 26 — расчетная задача (квантовая физика). Предполагается развернутое решение, соответствующее требованиям к расчетным задачам.
Задания 27-29 — расчетные задачи высокого уровня сложности. Изменений нет.
Задание 30 — расчетная задача, в которой потребуется письменно обосновать применимость избранных для решения закономерностей.
Полностью верное решение задания 30 оценивается 4 баллами (1 балл – за правильное обоснование и 3 балла – за правильное решение). Обоснование применимости тех или иных законов – дело новое. Поэтому в 2022 году во всех вариантах КИМ задание 30 будет задачей по механике.
В обосновании необходимо будет обязательно указать:
- Выбор инерциальной системы отсчета.
- Почему тела в данной задаче можно принять за материальные точки
- Выполнить рисунок с указанием сил (если это необходимо для решения задачи).
- Обосновать применение законов сохранения импульса и энергии (если эти законы применяются при решении задачи).
- Обосновать применение законов Ньютона (если эти законы применяются при решении задачи).
- Использовать условие задачи для обоснования равенства сил натяжения (нить невесомая, блок без трения) и ускорений грузов (нить нерастяжимая) при решении задач на движение связанных тел.
- Записать условие равновесия твердого тела (если это необходимо при решении задачи).
Необходимо отметить, что в демоверсии для задания 30 приведены 2 вида задач с подробным объяснением решения и обоснованием применения законов динамики.
Все изменения, которые произошли в КИМ ЕГЭ по физике, не влияют на методику подготовки к экзамену. По-прежнему условием получения высоких результатов является хорошая теоретическая подготовка, знание и понимание основных законов и явлений физики, знание формул из кодификатора, практическая работа по решению задач известных физических моделей.
Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.
ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по литературе
- Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ–ХХ веков, отечественная литература ХХI века; включена зарубежная литература:
в части 1 (задания 7 – 11) произведения зарубежной лирики могут привлекаться в качестве опорного текста для формулирования заданий разных видов с кратким и развёрнутым ответами; в ряде случаев при выполнении заданий 6 и 11 допускается выбор примера для контекстного сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы;
в части 2 в некоторых формулировках тем сочинений предусмотрена возможность обращения к произведению отечественной или зарубежной литературы (по выбору выпускника).
- Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом сокращено с 12 до 7), в результате чего изменилась нумерация заданий.
- Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2), в части 2 добавлена пятая (12.5) тема сочинения (с опорой на «диалог искусств»).
- Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
- Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).
- Увеличен с 2 до 3 баллов максимальный балл оценивания сочинения (12.1–12.5) по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия».
- Введены критерии оценивания грамотности.
- Изменён максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 55 баллов (в 2021 году – 58 баллов).
Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.
ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по истории
В структуре варианта ЕГЭ по истории 2022 года произошли некоторые изменения.
Из проекта нового экзамена исключено историческое сочинение.
Задание, нацеленное на проверку знаний и умений (задание № 4 по нумерации 2022 года), преобразовано в задание, предполагающее расширение и детализацию проверки этих же умений. Усложнилась работа с историческими картами (задание № 10 по нумерации 2022 года). Теперь это задание направлено не просто на проверку знаний, но и на умение соотносить информацию, предоставленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст.
В заданиях с иллюстративным материалом требуется самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, автора, связанного с изображённым памятником культуры.
В задание № 19 (по нумерации 2022 года) добавлен материал по истории зарубежных стран.
Время выполнения экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут.
Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.
ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по биологии
В структуре КИМ ЕГЭ по биологии 2022 года внесены следующие изменения.
- Исключено задание на дополнение схемы (линия 1); вместо него включено задание, проверяющее умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы (линия 2 КИМ ЕГЭ 2022 года).
- Включено новое задание (задание 2) на прогнозирование результатов биологического эксперимента.
- Традиционные задачи по генетике части 1 (линия 6) в новой редакции стали располагаться на позиции линии 4.
- Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (линии 5 – 8), при этом в рамках блока всегда два задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два – по теме «Организм как биологическая система».
- В части 2 практико-ориентированные задания (линия 22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента. Они оцениваются 3 баллами, это привело к повышению первичного балла с 58 до 59.
Изменения в структуре КИМ отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.
ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по русскому языку
В 2022 году все основные характеристики экзаменационной работы сохранены. Изменения носят частичный характер и не меняют формата ЕГЭ.
В работу внесены следующие изменения:
- из первой части экзаменационной работы исключено задание 1, проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено задание с множественным выбором правильного ответа, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста;
- изменены формулировка и оценивание задания 16;
- расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19;
- уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.
Формат задания 27 (сочинение) по сравнению с прошлым годом не изменился.
Изменения отражены в версии демонстрационного варианта 2022 года.
ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по географии
В КИМ ЕГЭ 2022 года по географии внесены изменения.
Общее количество заданий сокращено с 34 до 31. Увеличено количество заданий с развёрнутым ответом.
Включён мини-тест из двух заданий (задания 19 и 20), проверяющих умение определять и находить информацию, недостающую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.
Изменён контекст задания 13, проверяющего умение использовать географические знания для установления хронологии событий в геологической истории Земли.
В КИМ включён ряд заданий, аналогичных по конструкции тем, которые использовались в течение последних четырёх лет в ВПР для 11 класса:
- задание 3, проверяющее умение использовать знания об основных географических закономерностях для решения определения и сравнения свойств географических объектов и явлений;
- задание 8, проверяющее умение использовать географические знания для установления взаимосвязей между изученными географическими процессами и явлениями;
- задания 23-25 – мини-тест из трёх заданий к тексту, проверяющих умение использовать географические знания для определения положения и взаиморасположения географических объектов, для описания существенных признаков изученных географических объектов, процессов и явлений, для распознавания в повседневной жизни проявления географических процессов и явлений, для объяснения географических объектов и явлений, установления причинно-следственных связей между ними;
- задание 31, проверяющее умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты.
Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.
ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по иностранным языкам
В проект КИМ ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 года были внесены значительные изменения в разделы «Письменная речь» и «Говорение».
В задании 39 базового уровня сложности предлагается написать электронное письмо личного характера в ответ на письмо-стимул зарубежного друга по переписке. В содержательном плане данное задание практически не отличается от подобных заданий предыдущих лет. Незначительно меняются только правила оформления, поскольку электронное письмо предполагает менее строгие требования к формату: нет необходимости указывать дату и адрес, давать ссылку на предыдущие контакты, допускаются различного рода сокращения, но при этом следует соблюдать основные правила письменного общения и нормы вежливости.
В задании 40 необходимо создать развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы и выразить своё мнение по теме проекта. Задание усложняется за счёт включения метапредметной составляющей – умения читать таблицы/диаграммы, работать с разными источниками информации, анализировать, проводить сравнение и делать обобщения.
В плане языковых навыков от участника ЕГЭ требуется владение иностранным языком на уровне В2, включающем лексику и грамматику, необходимую для описания цифровых данных и процессов в их развитии.
В раздел «Говорение» экзаменационной работы 2022 года внесены следующие изменения:
- в задании 2 (условный диалог-расспрос) сокращено количество вопросов, которые должен задать участник экзамена, с 5 до 4;
- в задании 3 (условный диалог-интервью) необходимо ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему. Такой формат задания есть в ОГЭ, поэтому он хорошо знаком учителям и обучающимся;
- в задании 4 (тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения) требуется дать обоснование выбора двух фотографий-иллюстраций к проектной работе на определённую тему и выражение своего мнения о теме проекта. Экзаменуемому предлагается следующая ситуация: он вместе с другом выполняет проектную работу и находит две фотографии по теме проекта, которые можно использовать как иллюстрации. Участнику экзамена нужно записать голосовое сообщение другу, представив две фотографии в рамках заданной проектной работы.
Подготовка к сдаче ЕГЭ, помимо непосредственного обучения английскому языку и развитию предметных умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты:
- ознакомление с форматом заданий;
- отработку чёткого следования инструкциям к заданиям, в том числе развитие умения укладываться в регламент времени, отведённого на выполнение конкретного задания;
- ознакомление с критериями оценивания заданий по письму и устной речи, объяснение предъявляемых требований;
- отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом;
- ознакомление с правилами заполнения бланков ответов, выработка умения заполнять бланки в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к экзамену могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):
- документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2022 года;
- открытый банк заданий ЕГЭ;
- навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);
- учебно-методические материалы для председателей и членов региональных — предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
- методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников — ЕГЭ прошлых лет;
- видеоконсультации разработчиков КИМ по подготовке к ЕГЭ наYoutube-канале Рособрнадзора.
Для эффективной подготовки к экзаменам целесообразно использовать актуальную версию демонстрационного варианта 2022 года (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11; https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-12; https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-13; https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-14; https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-15).
Поскольку экзамены по иностранным языкам имеют деятельностный, компетентностный и практико-ориентированный характер, подготовка к ЕГЭ не должна приобретать характер «натаскивания», механического и бессистемного выполнения заданий, она должна являться результатом целенаправленных, планируемых действий, основанных как на систематическом обучении, так и на рефлексии работ со стороны обучающихся и учителей.
Рекомендуется постоянно записывать свою устную речь на электронные носители, прослушивать, анализировать их и корректировать свои ответы. Полезным будет обсуждение достоинств и недостатков этих ответов, а также фиксирование трудностей и типичных ошибок для того, чтобы совместно с учителями на уроках и во внеурочной деятельности можно было наметить пути совершенствования спонтанной речи.