ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ

ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по математике профильного уровня

 

 

 

 

 

 

 

В структуре варианта профильного ЕГЭ по математике 2022 года произошли изменения.

Из состава экзамена исключены три задания с кратким ответом: № 1 (арифметическая текстовая задача), № 2 (чтение графика или диаграммы), № 3 (планиметрия). Добавлены два новых задания с кратким ответом: № 9 (задача на свойства квадратного трехчлена) и № 10 (теория вероятностей), не имеющие аналогов среди заданий прошлых лет. Состав заданий с развёрнутым ответом не изменился, но произошли некоторые изменения в их оценивании: максимальный балл за задачу № 13 (стереометрия) увеличился с 2 до 3 первичных баллов, а максимальный балл за задачу № 15 (текстовая задача экономического характера) уменьшился с 3 до 2 первичных баллов.

Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года

ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по обществознанию

 

 

 

 

 

 

 

В структуре варианта ЕГЭ по обществознанию 2022 года произошли изменения.

Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут, максимальный балл изменен с 64 до 57 баллов, пороговый балл увеличен с 42 до 45 баллов.

В первой части (16 заданий) представлены все традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса: «Человек и общество», включая познание и духовную культуру (задания 2 – 4), «Экономика» (задания 5 – 7), «Социальные отношения» (задания 8, 9), «Политика» (задания 10, 11), «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» (задания 12 – 16). Из первой части КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 года (оставшиеся задания базового и повышенного уровня сложности включают задания на выбор нескольких правильных ответов и на сопоставление позиций по двум множествам).

В части 2 (9 заданий) устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 сохранены в составном задании к тексту). Максимальный балл за выполнение задания (задачи 22) увеличен с 3 до 4 баллов. В КИМ ЕГЭ 2022 года не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 года).

В целом значительно усилен тематический блок «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации» – в первой части задания 12-16, а также новое задание с развёрнутым ответом в части 2 КИМ по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 года). Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 года) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 года).

Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.

 ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по химии

 

 

 

 

 

 

 

При проведении ЕГЭ по химии используются стандартизированные контрольные измерительные материалы, проверяющие освоение образовательных программ по химии на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности.

В экзаменационном варианте 2022 года общее число заданий уменьшилось с 35 до 34. Изменился формат представления некоторых заданий.

Так, условия задания 5, проверяющего умение классифицировать неорганические вещества, теперь будут представлены в виде таблицы.

Задания 13 и 14, проверяющие знания свойств и способов получения углеводородов и кислородсодержащих органических соединений, теперь объединены в задании 12. Кроме того, число вариантов правильных ответов в данном задании теперь будет неизвестно. Его решение предполагает внимательный анализ всего задания, решение методом исключения уже не поможет.

В работе 2022 года исключено задание 6 (по нумерации 2021 года), теперь умение характеризовать свойства простых веществ и оксидов будут проверяться в заданиях 7 и 8.

Изменилась модель задания 21 (в 2021 году задание 23), проверяющего умение определять среду водных растворов. В 2022 году требуется не только определить среду раствора, но и расставить вещества в порядке уменьшения или увеличения значения кислотности среды (рН). Чтобы успешно справиться с данным заданием, необходимо определить рН предложенных веществ и подписать их формулы под шкалой рН в задании, тогда его решение не составит труда. Количественных характеристик значений рН от выпускников не потребуется, а концентрация, приведенная в условии, свидетельствует об одинаковых условиях нахождения всех веществ.

В 2022 году появится новое задание под номером 23, проверяющее умение проводить расчеты на основе данных таблицы, отражающих изменение концентрации в равновесной системе. Для его успешного выполнения следует четко разграничить понятия «равновесная» и «исходная» концентрации, учесть мольные соотношения в равновесной системе и помнить, что концентрация продуктов изначально равнялась нулю.

В задании 28 изменен вид расчетов. Теперь там требуется определить значение «выхода продукта реакции» или «массовой доли примеси».

Максимальный балл за выполнение работы в 2022 году составит 56 баллов (против 58 в 2021 году).

При подготовке к ЕГЭ по химии следует внимательно работать с текстом условия задания, которое может быть представлено в различной форме – таблицы, схемы, графики; комбинировать аналитическую и расчетную деятельности; анализировать состав веществ и прогнозировать возможность протекания реакций между ними; знать признаки протекания реакций; необходимо хорошо владеть элементарными математическими операциями и уметь выполнять математические действия с введением переменных.

Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.

ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по физике

 

 

 

 

 

 

 

В 2022 году в КИМ ЕГЭ по физике произойдут изменения, обусловленные тем, что в 2022 году экзамен по физике будут сдавать выпускники, заканчивающие освоение основной образовательной программы среднего общего образования, соответствующей требованиям ФГОС СОО.

Структура варианта КИМ ЕГЭ по физике включает:

часть 1 (23 задания с кратким ответом в виде числа/чисел):

  • задания 1, 2 — общие вопросы;
  • задания 3-8 — Механика;
  • задания 9-13 — Молекулярная физика и термодинамика;
  • задания 14-19 — Электродинамика;
  • задания 20-21 — Квантовая физика;
  • задания 22-23 — Методология.

Часть 2 содержит 7 заданий с развернутым ответом:

  • задание 24 — качественная задача (механика — квантовая физика);
  • задание 25 — расчетная задача (механика);
  • задание 26 — расчетная задача (квантовая физика);
  • задание 27 — расчетная задача (молекулярная физика и термодинамика);
  • задание 28 — расчетная задача (электродинамика);
  • задание 29 — расчетная задача (оптика);
  • задание 30 — расчетная задача с обоснованием решения (механика).

В части 1 работы введены две новые линии заданий базового уровня сложности, которые имеют интегрированный характер и включают в себя элементы содержания не менее чем из трёх разделов курса физики.

В задании 1 предлагается выбрать ВСЕ верные утверждения из пяти предложенных. Утверждения относятся ко всем пяти разделам физики. Есть утверждения, которые проверяют знание зависимости между физическими величинами (формулы из кодификатора), и задания, проверяющие знание основных физических законов и явлений. Сколько верных утверждений – заранее неизвестно. Их может быть и два, и три. Этот формат раньше встречался только в задании 24 по астрономии. Теперь он вводится во все задания, которые раньше имели формат «выбрать два из пяти».

В задании 2 проверяется умение использовать графическое представление информации. Предлагается установить соответствие между известными им зависимостями между физическими величинами и видами графиков.  В этом задании используются только формулы из кодификатора КИМ ЕГЭ по физике.

Задания 3 — 21 последовательно, от темы к теме, проверяют знания по всем четырём основным разделам школьного курса физики.

Будут использованы задания прежних форматов:

  • с ответом в виде числа;
  • «увеличится, уменьшится, не изменится»;
  • на соответствие «два объекта Û четыре ответа».

Кроме того, все задания формата «выбрать два из пяти» будут преобразованы в формат «выбрать ВСЕ ВЕРНЫЕ из пяти».

Не будет задания с ответом в виде слова (сейчас это задание 13).

Задания 22 и 23, проверяющие методологические умения, остались без изменений.

Задание по астрофизике исключено.

Таким образом, в первой части существенными изменениями можно считать введение двух новых заданий, которые потребуют более серьезной теоретической подготовки, и изменение формата заданий на множественный выбор.

Более существенные изменения произошли во второй части:

не будет задач с кратким ответом;

включено семь задач с развёрнутым решением: одна качественная, две простых расчётных и четыре сложных расчётных.

Задание 24 — качественная задача. Изменений нет.

Задание 25 — расчетная задача (механика). Предполагается развернутое решение, соответствующее требованиям к расчетным задачам.

Задание 26 — расчетная задача (квантовая физика). Предполагается развернутое решение, соответствующее требованиям к расчетным задачам.

Задания 27-29 — расчетные задачи высокого уровня сложности. Изменений нет.

Задание 30 — расчетная задача, в которой потребуется письменно обосновать применимость избранных для решения закономерностей.

Полностью верное решение задания 30 оценивается 4 баллами (1 балл – за правильное обоснование и 3 балла – за правильное решение). Обоснование применимости тех или иных законов – дело новое. Поэтому в 2022 году во всех вариантах КИМ задание 30 будет задачей по механике.

В обосновании необходимо будет обязательно указать:

  1. Выбор инерциальной системы отсчета.
  2. Почему тела в данной задаче можно принять за материальные точки
  3. Выполнить рисунок с указанием сил (если это необходимо для решения задачи).
  4. Обосновать применение законов сохранения импульса и энергии (если эти законы применяются при решении задачи).
  5. Обосновать применение законов Ньютона (если эти законы применяются при решении задачи).
  6. Использовать условие задачи для обоснования равенства сил натяжения (нить невесомая, блок без трения) и ускорений грузов (нить нерастяжимая) при решении задач на движение связанных тел.
  7. Записать условие равновесия твердого тела (если это необходимо при решении задачи).

Необходимо отметить, что в демоверсии для задания 30 приведены 2 вида задач с подробным объяснением решения и обоснованием применения законов динамики.

Все изменения, которые произошли в КИМ ЕГЭ по физике, не влияют на методику подготовки к экзамену. По-прежнему условием получения высоких результатов является хорошая теоретическая подготовка, знание и понимание основных законов и явлений физики, знание формул из кодификатора, практическая работа по решению задач известных физических моделей.

Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.

ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по литературе

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ–ХХ веков, отечественная литература ХХI века; включена зарубежная литература:

в части 1 (задания 7 – 11) произведения зарубежной лирики могут привлекаться в качестве опорного текста для формулирования заданий разных видов с кратким и развёрнутым ответами; в ряде случаев при выполнении заданий 6 и 11 допускается выбор примера для контекстного сопоставления не только из отечественной, но и из зарубежной литературы;

в части 2 в некоторых формулировках тем сочинений предусмотрена возможность обращения к произведению отечественной или зарубежной литературы (по выбору выпускника).

  1. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом сокращено с 12 до 7), в результате чего изменилась нумерация заданий.
  2. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2), в части 2 добавлена пятая (12.5) тема сочинения (с опорой на «диалог искусств»).
  3. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
  4. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).
  5. Увеличен с 2 до 3 баллов максимальный балл оценивания сочинения (12.1–12.5) по критерию 3 «Опора на теоретико-литературные понятия».
  6. Введены критерии оценивания грамотности.
  7. Изменён максимальный первичный балл за выполнение всей экзаменационной работы – 55 баллов (в 2021 году – 58 баллов).

 Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.

ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по истории

 

 

 

 

 

 

 

В структуре варианта ЕГЭ по истории 2022 года произошли некоторые изменения.

Из проекта нового экзамена исключено историческое сочинение.

Задание, нацеленное на проверку знаний и умений (задание № 4 по нумерации 2022 года), преобразовано в задание, предполагающее расширение и детализацию проверки этих же умений. Усложнилась работа с историческими картами (задание № 10 по нумерации 2022 года). Теперь это задание направлено не просто на проверку знаний, но и на умение соотносить информацию, предоставленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст.

В заданиях с иллюстративным материалом требуется самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, автора, связанного с изображённым памятником культуры.

В задание № 19 (по нумерации 2022 года) добавлен материал по истории зарубежных стран.

Время выполнения экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут.

Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.

ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по биологии

В структуре КИМ ЕГЭ по биологии 2022 года внесены следующие изменения.

  1. Исключено задание на дополнение схемы (линия 1); вместо него включено задание, проверяющее умение прогнозировать результаты эксперимента, построенное на знаниях из области физиологии клеток и организмов разных царств живой природы (линия 2 КИМ ЕГЭ 2022 года).
  2. Включено новое задание (задание 2) на прогнозирование результатов биологического эксперимента.
  3. Традиционные задачи по генетике части 1 (линия 6) в новой редакции стали располагаться на позиции линии 4.
  4. Задания, проверяющие знания и умения по темам «Клетка как биологическая система» и «Организм как биологическая система», объединены в единый модуль (линии 5 – 8), при этом в рамках блока всегда два задания проверяют знания и умения по теме «Клетка как биологическая система», а два – по теме «Организм как биологическая система».
  5. В части 2 практико-ориентированные задания (линия 22) видоизменены таким образом, что они проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента. Они оцениваются 3 баллами, это привело к повышению первичного балла с 58 до 59.

Изменения в структуре КИМ отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.

ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по русскому языку

В 2022 году все основные характеристики экзаменационной работы сохранены. Изменения носят частичный характер и не меняют формата ЕГЭ.

В работу внесены следующие изменения:

  • из первой части экзаменационной работы исключено задание 1, проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в экзаменационную работу включено задание с множественным выбором правильного ответа, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста;
  • изменены формулировка и оценивание задания 16;
  • расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа в задании 19;
  • уточнены нормы оценивания сочинения объёмом от 70 до 150 слов.

Формат задания 27 (сочинение) по сравнению с прошлым годом не изменился.

Изменения отражены в версии демонстрационного варианта 2022 года.

ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по географии


В КИМ ЕГЭ 2022 года по географии внесены изменения.

Общее количество заданий сокращено с 34 до 31. Увеличено количество заданий с развёрнутым ответом.

Включён мини-тест из двух заданий (задания 19 и 20), проверяющих умение определять и находить информацию, недостающую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.

Изменён контекст задания 13, проверяющего умение использовать географические знания для установления хронологии событий в геологической истории Земли.

В КИМ включён ряд заданий, аналогичных по конструкции тем, которые использовались в течение последних четырёх лет в ВПР для 11 класса:

  • задание 3, проверяющее умение использовать знания об основных географических закономерностях для решения определения и сравнения свойств географических объектов и явлений;
  • задание 8, проверяющее умение использовать географические знания для установления взаимосвязей между изученными географическими процессами и явлениями;
  • задания 23-25 – мини-тест из трёх заданий к тексту, проверяющих умение использовать географические знания для определения положения и взаиморасположения географических объектов, для описания существенных признаков изученных географических объектов, процессов и явлений, для распознавания в повседневной жизни проявления географических процессов и явлений, для объяснения географических объектов и явлений, установления причинно-следственных связей между ними;
  • задание 31, проверяющее умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты.

Изменения отражены в актуальной версии демонстрационного варианта 2022 года.

ЕГЭ — 2022: изменения в КИМ по иностранным языкам

В проект КИМ ЕГЭ по иностранным языкам в 2022 года были внесены значительные изменения в разделы «Письменная речь» и «Говорение».

В задании 39 базового уровня сложности предлагается написать электронное письмо личного характера в ответ на письмо-стимул зарубежного друга по переписке. В содержательном плане данное задание практически не отличается от подобных заданий предыдущих лет. Незначительно меняются только правила оформления, поскольку электронное письмо предполагает менее строгие требования к формату: нет необходимости указывать дату и адрес, давать ссылку на предыдущие контакты, допускаются различного рода сокращения, но при этом следует соблюдать основные правила письменного общения и нормы вежливости.

В задании 40 необходимо создать развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы и выразить своё мнение по теме проекта. Задание усложняется за счёт включения метапредметной составляющей – умения читать таблицы/диаграммы, работать с разными источниками информации, анализировать, проводить сравнение и делать обобщения.

В плане языковых навыков от участника ЕГЭ требуется владение иностранным языком на уровне В2, включающем лексику и грамматику, необходимую для описания цифровых данных и процессов в их развитии.

В раздел «Говорение» экзаменационной работы 2022 года внесены следующие изменения:

  • в задании 2 (условный диалог-расспрос) сокращено количество вопросов, которые должен задать участник экзамена, с 5 до 4;
  • в задании 3 (условный диалог-интервью) необходимо ответить на 5 вопросов интервьюера на актуальную тему. Такой формат задания есть в ОГЭ, поэтому он хорошо знаком учителям и обучающимся;
  • в задании 4 (тематическое монологическое высказывание с элементами рассуждения) требуется дать обоснование выбора двух фотографий-иллюстраций к проектной работе на определённую тему и выражение своего мнения о теме проекта. Экзаменуемому предлагается следующая ситуация: он вместе с другом выполняет проектную работу и находит две фотографии по теме проекта, которые можно использовать как иллюстрации. Участнику экзамена нужно записать голосовое сообщение другу, представив две фотографии в рамках заданной проектной работы.

Подготовка к сдаче ЕГЭ, помимо непосредственного обучения английскому языку и развитию предметных умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты:

  • ознакомление с форматом заданий;
  • отработку чёткого следования инструкциям к заданиям, в том числе развитие умения укладываться в регламент времени, отведённого на выполнение конкретного задания;
  • ознакомление с критериями оценивания заданий по письму и устной речи, объяснение предъявляемых требований;
  • отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом;
  • ознакомление с правилами заполнения бланков ответов, выработка умения заполнять бланки в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Методическую помощь учителям и обучающимся при подготовке к экзамену могут оказать материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru):

  • документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2022 года;
  • открытый банк заданий ЕГЭ;
  • навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ (fipi.ru);
  • учебно-методические материалы для председателей и членов региональных — предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ;
  • методические рекомендации на основе анализа типичных ошибок участников — ЕГЭ прошлых лет;
  • видеоконсультации разработчиков КИМ по подготовке к ЕГЭ наYoutube-канале Рособрнадзора.

Для эффективной подготовки к экзаменам целесообразно использовать актуальную версию демонстрационного варианта 2022 года (https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-11https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-12https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-13https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-14https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-15).

Поскольку экзамены по иностранным языкам имеют деятельностный, компетентностный и практико-ориентированный характер, подготовка к ЕГЭ не должна приобретать характер «натаскивания», механического и бессистемного выполнения заданий, она должна являться результатом целенаправленных, планируемых действий, основанных как на систематическом обучении, так и на рефлексии работ со стороны обучающихся и учителей.

Рекомендуется постоянно записывать свою устную речь на электронные носители, прослушивать, анализировать их и корректировать свои ответы. Полезным будет обсуждение достоинств и недостатков этих ответов, а также фиксирование трудностей и типичных ошибок для того, чтобы совместно с учителями на уроках и во внеурочной деятельности можно было наметить пути совершенствования спонтанной речи.