Функциональная грамотность

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) – это международное сопоставительное исследование качества образования, в рамках которого оцениваются знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (https://fioco.ru/pisa)

Нормативно-правовые акты федерального значения:

  1. Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
  2. Об электронном банке  тренировочных заданий по оценке  функциональной грамотности
  3. О методическом обеспечении  работы по повышению  функциональной грамотности

  4. Об организации работы по повышению функциональной грамотности
  5. Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Нормативно-правовые акты регионального значения:

  1. Распоряжение № 2177-р от 03.11.2022 Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2022/2023 учебный год.

Функциональная грамотность – это умение применять полученные  знания и навыки в практических жизненных ситуациях.

Памятка «Функциональная грамотность»
(по материалам исследования PISA и Центра оценки качества образования ИНСТРАО)

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

Примеры заданий, оценивающих функциональную грамотность обучающихся 5-х классов

Примеры заданий, оценивающих функциональную грамотность обучающихся 7-х классов

«Единый день функциональной грамотности»: https://spbappo.ru/metodicheskaya-podderzhka-pedagogichesk/ 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»

http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

Российская электронная школа:

https://fg.resh.edu.ru

СИПКРО

http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo

Издательство «Просвещение»

https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов

https://banktestov.ru/test/3674

Московский центр качества образования

https://mcko.ru/articles/2127

Видеоматериалы по формированию
Функциональной грамотности: