Права участников образовательного процесса

Человек имеет права с момента своего рождения!!!

  • Какими основными гражданскими и политическими правами обладает ребенок?
  • Что понимается под правом на образование?
  • Какие нормативные акты определяют обязанности обучающихся?
  • Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?
  • Каковы типичные нарушения прав учащихся?
  • Можно ли исключить учащегося из школы?
  • Может ли подросток потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качества жизни обучение и воспитание, которые он получает в школе?
  • Могут ли учащиеся участвовать в проверке по их жалобе на администрацию образовательного учреждения?
  • Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?
  • С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?
  • Куда учащиеся могут обратиться за помощью в защите своих прав?

Ответы на эти вопросы вы можете увидеть здесь.

Какими основными гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного права обладает следующими правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

  • На имя (фамилию), гражданство, изменение гражданства и имени.
  • На уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны прежде всего своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов прокуратуры и судов.
  • На самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.
  • На защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веществами.
  • На защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.
  • На свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановления родительских прав, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при решении вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей.
  • На свободный выезд за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь паспорт и нотариально оформленное согласие родителей. При несогласии одного из родителей вопрос решается в судебном порядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по письменному заявлению хотя бы одного из родителей.
  • На создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет, детских общественных объединений – лица, достигшие 10 лет. В школе или другом учреждении, где они обучаются, все дети старше 8 лет могут создавать собственные общественные организации. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно–политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кампаниях и политических акциях.
  • На доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка.
  • На участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициаторами этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста).
  • На свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей.

Что понимается под правом на образование? 
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

  • на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
  • на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
  • на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
  • на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
  • на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
  • на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  • на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
  • на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
  • на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
  • на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
  • на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
  • на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
  • на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
  • на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
  • на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
  • на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
  • на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

Какие нормативные акты определяют обязанности обучающихся? 

Обязанности обучающихся в образовательном процессе определяются Уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Как познакомиться с Уставом или Правилами внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

Устав и вся указанная информация должны быть вывешены в школе и любом другом учебном учреждении в общедоступном месте (ч. 4 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Каковы типичные нарушения прав учащихся? 

В качестве наиболее типичных нарушения прав учащихся в школе можно выделить следующие:
1. Игнорирование прав и свобод ребенка
Проявления:

  • неприятие детства как особой субкультуры наряду со взрослой;
  • пренебрежение основополагающим понятием прав человека «достоинство человека» (многие педагоги считают, что достоинством обладают только взрослые);
  • представление о ребенке, как о пассивном материале, из которого учителю предстоит лепить «нечто» по своему усмотрению, полное игнорирование детской индивидуальности;
  • пренебрежение равенством возможностей учащихся и равного ко всем отношения;
  • государственная типовая школа остается основным местом образования;
  • не соблюдаются гарантии на бесплатное образование (бесплатность образования лишь декларируется, на деле качественное образование требует вложения больших средств; государство экономит на школе, родителей используют в качестве естественных доноров; дети из малообеспеченных семей не имеют возможности получения качественное образования);
  • распространен авторитарный стиль педагогической деятельности (ребенок рассматривается не как равноправный партнер воспитания, а как объект).

2. В системе образования применяются наказания, ущемляющие человеческое достоинство

  • физическое насилие;
  • психологическое, психическое насилие;
  • система штрафов за плохую успеваемость или неудовлетворительное поведение учащихся;
  • выставление отметки за поведение, которая влияет на выведение общей отметки по предмету;
  • отчисление из учебного заведения детей не достигших 14 лет;
  • перевод в другой класс, на другой вид обучения без согласия законных представителей и ребенка.

Поясним некоторые понятия, характеризующие обращение с детьми, унижающее человеческое достоинство.
Насилие – любой вид жестокого обращения с детьми, нарушающий физическое и (или) психическое здоровье ребенка, мешающее его полноценному развитию.
Выделяется два вида насилия над детьми – физическое и психическое.
Физическое насилие – любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет родителем, родственником или другим лицом. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.
Психологическое (эмоциональное) насилие – периодическое длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических свойств характера или же тормозящее развитие личности. К этой форме насилия относится:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
  • угрозы в адрес ребенка;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
  • ложь и невыполнение взрослым обещаний;
  • однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  • Пренебрежение интересами ребенка – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего возраста 18 лет, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре.
  • Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.

3. Наносится вред здоровью ребенка
Проявления:

  • расписание не соответствует нормам валеологии;
  • сверхнормативное увеличение учебного плана;
  • проведение более 2-х контрольных, проверочных работ в день;
  • большие объемы домашних заданий;
  • у ребенка формируется страх ошибки (ребенок боится предъявить неправильный ответ).

4. Отсутствие возможности участия в соуправлении учебным заведением.
Отсутствие общественных детских, молодежных объединений в учебных заведениях.
Можно ли исключить учащегося из школы?

За совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение Устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия районной (городской) Комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 10 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.76 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних»).

Может ли подросток потребовать, чтобы было оценено соответствие государственным стандартам качества жизни обучение и воспитание, которые он получает в школе?

Да, подросток имеет такое право (ч. 2 cт. 8 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Представим себе, что работник школы или другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке, которая проводится по этой жалобе?

В соответствии с ч. 3 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного расследования – ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием или к специалистам по охране прав детей.

Вправе ли ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?

Да, вправе, но только во внеучебное время. При этом администрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведению таких мероприятий, но при двух условиях – во-первых, если выборными представителями учеников выполнены условия проведения митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитательному процессу и не нарушают российского законодательства (ч. 3 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Однако прежде чем провести митинг или собрание, стоит хорошенько подумать. Всегда лучше спокойно договориться, чем митинговать.

С какового возраста дети могут создавать в школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные организации?

Такое право имеют все дети старше 8 лет. Как гласит п. 2 cт. 9 Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», с этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

Куда учащиеся могут обратиться за помощью в защите своих прав? 

Заметим, что в первую очередь следует попытаться найти справедливость самостоятельно. Гражданин может защищать свои права любым способом, не запрещенным законом (ст. 12 Гражданского Кодекса). Если учащемуся не удается это сделать, следующим шагом может быть обращение к учителю, к директору школы, к родителям. В некоторых школах успешно действуют авторитетные органы ученического самоуправления, уполномоченные по правам участников образовательного процесса, школьные службы примирения. Если не удается решить действительно серьезную проблему на локальном уровне, можно обратиться в прокуратуру, в суд, к государственные и негосударственным организациям, защищающим права человека.

  • Отдел по защите прав детей аппарата администрации Санкт-Петербурга:
  • Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге:
  • Санкт-Петербургский региональный правозащитный центр:

В любом случае нужно понимать, что защита своих прав – дело нелегкое, отнимающее немало времени и энергии. Однако вам решать, что важнее: потраченные усилия и время или защита собственного достоинства.

Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге 
Приём граждан
Обратиться к Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге можно любым из следующих способов:
Прийти на прием
Расписание приемов:

День недели

Часы приема

ФИО сотрудника

ПОНЕДЕЛЬНИК

10:00 – 13:00

Грунтова Мария Александровна 
Рябоконь Андрей Алексеевич

13:00 – 15:00

Берегов Михаил Васильевич 
Смирнова Лариса Витальевна

ВТОРНИК

15:00 – 18:00

Евдокимов Михаил Вадимович 
Нефедова Наталия Владимировна

18:00 – 21:00

Ларионов Олег Николаевич
Сергеева Ольга Викторовна

СРЕДА

10:00 – 13:00

Раковская Светлана Илларионовна

14:00 – 18:00

Агапитова Светлана Юрьевна

ЧЕТВЕРГ

15:00 – 18:00

Коломыцев Михаил Михайлович

18:00 – 21:00

Лаптев Сергей Альбертович

Прием проводится по предварительной записи 
Телефон для записи:
576-70-00
В назначенный час нужно прийти по адресу:
переулок Гривцова д. 11
Необходимо взять с собой копии документов и писем, имеющих отношение к сути Вашего обращения. 
Направить обращение по почте
Адрес: 
190 000, Санкт-Петербург, BOX 1163
Уполномоченному по правам ребенка в Санкт-Петербурге С. Ю. Агапитовой 
К заявлению приложите копии документов и писем, имеющих отношение к сути Вашего обращения
Внимание! Обязательно укажите в заявлении свой телефон для того, чтобы сотрудники Аппарата имели возможность с Вами связаться. 
Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/recept

Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге 
Контакты
Телефон для справок:
576-70-00 (телефон/факс)
Адрес приемной:
переулок Гривцова д. 11
Почтовый адрес:
190 000, Санкт-Петербург, BOX 1163
Электронная почта:
admin@spbdeti.org 
spbdeti@mail.ru 
Отдел кадров:
kadr@spbdeti.org 
Пресс-служба:
8-(921)-309-98-16 Олег Алексеев
press@spbdeti.org 
Наш баннер:

Адрес страницы: http://www.spbdeti.org/contacts