Музей «ИКАР»

Музей Истории Комендантского Аэродрома
«ИКАР»

 

Фото экспозиций Музея Икар

Фото экспозиций Музея Икар

Материалы музея рассказывают о зарождении и развитии русской авиации, о первой взлётной полосе России, о русских лётчиках и конструкторах, о летном содружестве, о суровых буднях Комендантского аэродрома в годы Великой Отечественной войны, о первых советских космонавтах.
 
Часы работы музея:
понедельник и четверг 15:00-18:00
Контактный телефон: 8-905-276-44-58 — Краснова Юлия Александровна

История создания

Первый директор музея Е.П.Кулакова
Первый директор музея Е.П.Кулакова
Музей получил официальное звание «Школьный музей» 12 апреля 1979 года. Открытию музея предшествовала большая, кропотливая работа учителей-энтузиастов: директора школы Р.В.Касторского, учителя русского языка и литературы Е.П.Кулаковой, учителей истории Г.М.Литерат и В.Н.Морозовой, старшей пионервожатой М.Л.Бакшанской по изучению истории бывшего Комендантского аэродрома. 
Привлекло само название территории — бывший Комендантский аэродром. Аэродром… Много их на земле. Их переносят, переоборудуют, вовсе убирают, но никто не ставит им памятники. Почему же до сегодняшнего дня это название бытует? Почему Комендантский? Какое историческое событие стоит за этим словом? Так началась исследовательская работа. А первый урок в школе провели под девизом: «Что ты знаешь об этой земле?» 
В год открытия музей включал в себя лишь несколько стендов, но из года в год материалы пополнялись. И в 1985 году по итогам аттестации музею было присвоено звание «Народный музей». 
Советом музея (который с 1976 по 1989 года возглавляла Е.П.Кулакова, а с 1990 года работу возглавила М.Л.Бакшанская) были четко разработаны задания для каждого класса, таким образом, поисковая работа стала одним из основных направлений работы школы. 
Гости музея — народные артисты СССР Клара Лучко и Михаил Глузский
Гости музея — народные артисты СССР Клара Лучко и Михаил Глузский

Экспозиция музея пополнялась быстро. Из поселка Шапки был привезен пропеллер

самолета В.П.Чкалова, из Франции пришли документы, рассказывающие о русских и французских авиаторах, обучавшихся в школе знаменитого Фармана. В романе Л.Леонова «Русский лес» нашли рассказ о гибели летчика Л.Мациевича на Комендатском аэродроме. Рядом со школой сохранилась плита в память о первой жертве русской авиации. 
В дальнейшем появился материал о Комендантской роще, где была роковая дуэль А.С.Пушкина. Затем стало известно о Комендантском ипподроме, на котором собиралась русская знать посмотреть на скачки. Вскоре узнали, что школа № 66находитсяна территории первой взлетной полосы России, где совершали свои показательные выступления летчики Франции, а затем впервые взлетели в небо, поборов все зарубежные рекорды, русские летчики: Л.Мациевич,М.Ефимов, Н.Попов, А.Пиотровский, А.Руднев и другие. Здесь стартовали и первые русские авиатриссы Л.Зверева и А.Галанчикова.

На территории Комендантского аэродрома была первая летная площадка для теоретической школы летчиков советского периода.

Поисковцы в походе по местам базирования военных аэродромов 
Поисковцы в походе по местам базирования военных аэродромов 
Здесь начинали приобщение к небу, к авиации выдающиеся авиаконструкторы С.В.Ильюшин и Н.Н.Поликарпов, а с 1924 по 1926 год летал В.П.Чкалов.
Война. Героические страницы блокадного Ленинграда. Комендантский аэродром — воздушная дорога жизни. Отсюда были вывезены сотни детей, стариков, больных и раненых на Большую землю, отсюда в ставку Верховного Главнокомандующего вылетали А.А.Жданов и Г.К.Жуков. 
Поисковая работа предполагает и обязательные встречи с интересными людьми. Так в школе были встречи с племянником создателя первого ранцевого парашюта Г.Е.Котельникова, с дочерью авиаконструктора Н.Н.Поликарпова, с племянницей В.П.Чкалова, с дочерью первого Болгарского авиатора С.Черкезова, с художницей блокадного города Л.А.Рончевской…
Музей в 1980 году
Музей в 1980 году

Благодаря дальнейшим поискам, удалось наладить контакт со «Звездным городком», Монино. Неоднократно наши поисковцы были участниками ежегодных Гагаринских чтений. Отчетом о таких поездках становились альбомы, которые с любовью оформляли поисковцы. 

Тема поиска расширялась, и в музее появились фотоматериалы об истории космонавтики, была создана галерея космонавтов. Совет музея стал посещать Газодинамическую лабораторию, Военно-Медицинскую Академию, музей «Северного завода» и военно-исторические музеи город
Большую помощь в работе музея оказывали ветераны бывшего Комендантского Аэродрома, в годы войны работавшие на 1-ой и 2-ой Ремонтных базах. 

Ветераны-энтузиасты помогали в сборе материалов о военном периоде Комендантского Аэродрома, в организации и проведении Уроков Мужества. По воспоминаниям ветеранов были выполнены макеты: «Летная испытательная станция» и «Комендантский Аэродром в годы войны» 

Совет музея 
Совет музея. 

Гордостью нашего музея мы считаем макеты военных самолетов, летавших в 1941‑1945 на Комендантском Аэродроме. Эти макеты подарены нам к 50-летию Победы администрацией «Северного завода». 

Материалы музея используются во внеклассной работе, в работе учителей-предметников (учителей литературы, истории, истории и культуры Санкт-Петербурга).
Так, например, материал экскурсии «Комендантский Аэродром в годы Великой Отечественной войны» используется учителями истории в 10—11 классах при изучении раздела «Великая Отечественная война». 
На протяжении многих лет старшеклассники используют материалы музея для написания рефератов и олимпиадных работ. Так, олимпиадная работа выпускницы Боровковой Наталии переросла в монографию «История Комендантского аэродрома». 
Работа музея строится не только на узнавании старого, но и на живых человеческих контактах.
Слет ветеранов 
Слет ветеранов 

Благодаря ветерану Комендантского Аэродрома Г.А.Крон мы познакомились с поэтом-блокадником Анатолием Владимировичем Молчановым. Встречи с поэтом всегда были праздником в гимназии В Звездном городке . Стихи его, полные глубокой скорби, поражают сердца не только преподавателей, но и ребят. 

Музей ежегодно проводит более 50 экскурсий. Неоднократно мы принимали делегации из Болгарии. Семь раз к нам приезжала Маргита Черкезова — дочь болгарского авиатора Сотира Черкезова, летавшего на Комендантском аэродроме. Болгарское телевидение сняло два фильма, в которых использовались материалы нашего музея.

В Газодинамической лаборатории 
В Газодинамической лаборатории 
Об истории Комендантского аэродрома и о работе нашего музея на протяжении ряда лет опубликованы статьи в газетах«Санкт-Петербургские ведомости» и «Приморский вестник».
В Звездном городке 
В Звездном городке 

В 2001 году в музее была оформлена экспозиция и открыта мемориальная доска в память Дмитрия Колесникова — выпускника нашей гимназии, геройски погибшего на АПРК «Курск» в Баренцевом море. Материал о Диме был собран учениками гимназии под руководством О.Н Смирновой. Учащиеся оформили брошюру «То, что память не укроет…», посвященную памяти Димы.

Идут годы…
В 2005 году в музее был сделан капитальный ремонт: переоборудованы все стенды, заменена мебель,обновлена экспозиция. 
Музею уже более 30 лет… Приходят в совет музея новые ребята. Но все так же трепетно соблюдают они традиции музея, с желанием и большой любовью проводят экскурсии, встречаются с ветеранами Великой Отечественной войны, организуют СлетыВетеранов, находят новый материал. И люди, которые посещают наш музей, всегда благодарят ребят и за интересный рассказ, и за память, которую они так бережно хранят.

Совет музея

Актив школьного музея «ИКАР» 2019-2020 учебный год

  • Яковенко Арина 11 БСовет музея "ИКАР"
  • Иванова София 11 А
  • Шмелева Маргарита 9 А
  • Бутаускайте Александра 7 А
  • Усова Ксения 7 Б
  • Петросян Элен 7 Б 

 

Достижения